Обучение детей с ОВЗ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми —  инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в сфере образования, но и в области демографического и социально – экономического развития Российской Федерации.

Законодательства Российской Федерации предусматривает принцип равных возможностей на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе  от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 5 статьи 5Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что  в сфере образования должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей таких обучающихся.

Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах общеобразовательных организаций.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработаны и с 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц (федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Вышеуказанные стандарты призваны обеспечить возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и при организации инклюзивного образования.

  273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— инклюзивное образование — инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— обучающиеся с ОВЗ  — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), статус которых подтвержден заключением психолого-медико-педагогической  комиссии;

— дети – инвалиды — дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

 

Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ОВЗ

Федеральный уровень

  • ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
    (файл 1)
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 
    (файл 2) 
  •  ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2015 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
    (файл 3)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
    (файл 4)
  • ПИСЬМО от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ»
    (файл 5)
  • Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07  «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
    (файл 6)
  • КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    (файл 7)
  •  Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»  1 декабря 2014 года
    (файл 8)
  •  Приказ  Министерство образования и науки Российской Федерацииот 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
    (файл 9)
  • Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07
    «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
    (файл 10)
  • Разъяснения Об обеспечении доступности  объектов и услуг обучающихся с ОВЗ07-3199
    (файл 11)
  • Разъяснения по вопросу обеспечения условий доступности  для обучения детей-инвалидов
    (файл 12)
  • Методические пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
    (файл 13 часть 1) и (файл 13 часть 2)

 Региональный уровень   

1. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в соответствии с требованиями  законодательства об  образованиив период введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области
(файл 1)

2. Порядок работы Ленинградского областного  центра ПМПК
(файл 2)

3. Об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СПБГЭУ
(файл 3)

Локальные акты  и документы школьного уровня

1. Обеспечение введения ФГОС НОО ОВЗ МБОУ «Семиозерская ООШ» (анкета)
(файл 1)

2. Акт проведения обследования и паспортизации доступности
(файл 2)

3.Информация о паспортизации МБОУ «Семиозерская ООШ»
(файл 3)

4. Паспорт доступности МБОУ «Семиозерская ООШ»
(файл 4)

5. План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности и предоставляемых в нем услуг для инвалидов на 2015-2030 годы
(файл 5)

6. Приказ «О назначении ответственных за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов в МБОУ «Семиозерская ООШ»
(файл 6)

7. Приказ «О создании комиссии по проведению обследования условий доступности для инвалидов, предоставляемых услуг, паспортизации МБОУ «Семиозерская ООШ»
(файл 7)

8. Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО
(файл 8)

9. Положение об организации индивидуального обучения на дому
(файл 9)

10. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении
(файл 10)

11. Договор между МБОУ Семиозерская ООШ и родителями обучающихся с ОВЗ
(файл 11)

12. Приказ «О создании рабочей группы по введению и реализации Федеральных государственных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью»
(файл 12)

13. Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме
(файл 13)

14. Положение о ПМПК ДО
(файл 14)

15. Положение об учебном кабинете начальных классов для совместного обучения детей с н Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации с организациями дополнительного образования детей
(файл 15)

16. Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации с организациями дополнительного образования детей
(файл 16)